Контакты:

8(8652)50-45-21
заведующий
8(8652)51-45-21
бухгалтерия,медкабинет
mbdou_ds21@mail.ru
dou_21@stavadm.ru

Адрес:

г. Ставрполь, ул. 45-я параллель, 18

«Технология цифрового скрайбинга в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

20.11.2023

Конспект мастер-класса на тему:

«Технология цифрового скрайбинга в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

 

 

                                           Выполнила: воспитатель

                                                                  высшей квалификационной категории

                                                        Милованова Ольга Анатольевна

 

 

Актуальность. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра»

(Джон Дьюи)

           Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Мир современного человека – это компьютерные технологии. Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда родители увлекают детей играми и просмотром мультипликационных фильмов на телефоне? Новые требования заставляют ориентироваться на будущее.                                         Введение инноваций в образовательный процесс — это требование времени. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. 

            Педагогу приходится постоянно оптимизировать образовательный процесс. Внедрение информационно – компьютерной технологии повышает интерес обучаемых к занятиям, помогает формировать познавательную мотивацию.  Идей по оптимизации образовательного процесса множество. Сегодня я хочу с вами поделиться одной из технологий, которую использую в своей работе. Эта технология называется – скрайбинг.

            Скрайбинг  это подача информации в виде визуальных образов. Основная цель скрайбинга  совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.

        Давно известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» Устный рассказ «с картинками» запоминается намного лучше, чем обычный рассказ. Используя данную технологию, мы при этом не загружаем их большим объемом текста, а набрасываем им упрощенные рисунки. И в итоге ребенок не только быстро запомнит, но и заинтересуется самим процессом. Вспомните, мы научились рисовать раньше, чем читать и писать. Мы изображали простые картинки и показывали их родителям, в красках объясняя необычные сюжеты.

                  Особенность скрайбинга в сравнении с другими способами донесения информации заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, зрение и воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. При помощи скрайбинга, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала.

            Можно выделить несколько видов скрайбинга:

            Рисованный скрайбинг — это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает, о чем — либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени.

       Аппликационный скрайбинг — техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

        Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие — готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

        Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

              Преимущества цифрового (компьютерного) скрайбинга в ДОУ:

  • Развитие наглядного мышления
  • Эффективность — за короткий промежуток времени можно доступно и качественно объяснить материал, донести идею.
  • Минимум затрат- для того, чтобы создать скрайб, необходимы лишь поверхность (доска или лист бумаги) и цветные маркеры. Чтобы заснять, озвучить, смонтировать и выложить в интернет видео, необходимы: компьютер, монитор, колонки, микрофон, экран, камера (допускается использование других гаджетов).
  • Эффект параллельного следования- звуковой ряд иллюстрируется образами практически одновременно, что способствует качественному усвоению материала.

               Как любая работа, скрайбинг строится от простого к сложному. Его можно разделить на три этапа:
I этап (3-5лет): Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. Сначала педагог предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
II этап (5-6лет): знакомство детей со скрайбингом  более усовершенствованный вид мнемотехники, начинается в старшей группе. Сначала предлагаются детям символы для обозначения формы, величины, действия с предметом. На этом этапе ребята составляют рассказ по схемам из 5-6 символов, кодируют информацию вместе с педагогом. Когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к самостоятельному созданию символов, предлагать ребятам помочь «спрятать» слово в картинку. Такое своеобразное кодирование вызывает эмоциональный отклик и способствует лучшему запоминанию информации.
III этап (6-7лет): В подготовительной к школе группе начинается работа с тематическими картами. В центре карты размещается изображение по обсуждаемой теме, а дети перекодируют запомнившуюся информацию, с помощью графических символов.

             Схемы помогают ребёнку совсем иначе относиться к заданиям, развивают у него творческое воображение и память.

Очень важным моментом при составлении схем является детская исследовательская деятельность, т. е. разбор отдельных сюжетов и совместное составление опорных символов и знаков.

Кроме графических схем в виде картинок я также использую знаковые символы содержащие скрытый смысл. Это способствует развитию воображения, фантазии ребёнка, его способности к мыслительным операциям, что служит благоприятной основой для дальнейшего обучения детей в школе.

   Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровью дошкольника. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 — 7 лет — 15 минут. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. 

 

Практические задания:

  1. Зашифруйте пословицы и поговорки в технологии скрайбинг.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Баба с возу –кобыле легче.
  • Вода камень точит.
  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Волка ноги кормят.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Готовь сани летом, а телегу – зимой.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.
  • Яйца курицу не учат.
  1. Зашифруйте текст в технологии скрайбинг.
  • Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Бабушка будет варить из нее варенье. Зимой девочки будут пить чай с вареньем.
  • Снег растаял на дорожке,

          Солнце с самого утра…

          Горько плакали подружки –

          Две сосульки у окна.

  1. Расскажите рассказ в картинках. Тема «Осень».

Опорная картинка:

 

 

Вывод. Использование скрайбинга на занятиях в ДОО позволяет сделать дошкольника активным участником процесса осмысления. Ребенок усваивает новый метод познания, который он может перенести на любые другие жизненные ситуации. То, что он проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

            Таким образом, применение систематически в работе с детьми скрайбинга дает свои положительные результаты. У детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; увеличивается эффективность процесса запоминания, развивает речь, творческое воображение, дети преодолевают.

Задайте вопрос или оставьте отзыв

Заполните поля ниже. Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Я согласен на обработку моих персональных данных, с положением об обработке персональных данных ознакомлен.

Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта